Что такое гипотеза и зачем её проверятьМаркетолог всегда «на острие»: он знает рынок, конкурентов, технологии, новые механики привлечения клиентов и продаж. При этом умеет адаптировать эти знания под нужды бизнеса. Чтобы это сделать максимально быстро и дешёво, подойдёт механизм проверки гипотез.
Гипотеза — это предположение о бизнесе, продажах или клиентах, которое можно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.
Разберём на примере: это будет маркетплейс фитнес-услуг, его название мы указывать не будем. Сервис соединяет клиентов, которые хотят заниматься спортом, и тех, кто эту возможность даёт: индивидуальных тренеров, фитнес-клубы и спортивные площадки.
Маркетолог компании решил пройти клиентский путь конкурента и притворился его покупателем. В результате маркетолог нашёл уязвимость в системе: клиент может найти услугу на маркетплейсе, а заказать её в обход сервиса. Тогда посредник становится не нужен ни продавцу, ни покупателю.
Чтобы избежать повторения ситуации у себя, маркетолог решил поменять процедуру подтверждения, что клиент пришёл на тренировку. Раньше для этой цели использовали QR-код — спортсмен наводил на него телефон и подтверждал посещение нажатием кнопки. Для пилотной группы из двух клубов эту механику отменили: теперь подтверждать посещение должен был тренер вручную.
Эксперимент увеличил показатели «доходимость» и «удовлетворённость», но сильно снизил количество регистраций на тренировки. Тренеры не хотели подтверждать их вручную и перестали приглашать спортсменов на новые. Гипотеза была признана провалившейся, и в компании стали искать другую схему валидации.
На каких стадиях развития бизнеса или продукта нужно тестировать гипотезы? Современный бизнес развивается быстро, поэтому лучше находить и проверять гипотезы на всех этапах: идея, анализ рынка, MVP, запуск, масштабирование, выход на новые рынки и так далее.
Так вы решите весь спектр маркетинговых задач: сможете исследовать рынок, сформировать ценностное предложение, привлекать и удерживать пользователей, сформулируете PR-стратегию. В методологии CustDev для этого используют HADI-циклы:
- формулируем гипотезу;
- проверяем;
- собираем данные;
- получаем выводы;
- возвращаемся на первый этап.
В HADI-циклах процесс тестирования гипотез непрерывен.
Чем рискует маркетолог, который не тестирует гипотезы? Сильно замедлить развитие продукта и предоставлять продакт-менеджеру информацию, основанную только на домыслах. Решения в такой компании будут приниматься без учёта обстоятельств и конъюнктуры рынка.
Как оценивать гипотезы и как найти самые важныеКак правило, гипотезы формулируют не для всех потребителей сразу, а только для определённого рыночного сегмента или его отдельных представителей. Важное условие — наличие конструктивных сомнений и точек приложения, которые могут дать улучшения для клиентов.
Чтобы найти гипотезы, нужно проанализировать клиентский путь в нашей компаниии пути у конкурентов, тип рынка и каналы продаж. В этом поможет инструмент Customer Journey Map.
На этом этапе мы можем предложить тезисы, которые проверим в ходе дальнейших интервью и экспериментов.
Вот что включает правильно сформулированная гипотеза:
- Утверждение о нашем пользователе, продукте, рынке, бизнес-функциях компании или несколько из этих пунктов.
- Точки или схемы для возможных улучшений («быстрее», «дешевле», «качественнее»).
Чтобы строить гипотезы последовательно и структурировано, используют методы приоритизации идей. С их помощью можно оценить задачи в проекте и сформировать последовательный план создания и вывода продукта на рынок.
Давайте разберём несколько популярных моделей.
ICE или RICE ScoreМетод предполагает, что каждую фичу или инициативу нужно оценить по трём параметрам:
- «влияние» (impact) — насколько сильно фича может изменить целевую метрику;
- «достоверность» (confidence) — насколько сильно мы уверены в результате;
- «усилия» (effort) — насколько просто внедрить инициативу.
Иногда модель ICE расширяют до RICE, добавляя ещё один индикатор — «охват» (reach). Он показывает, какое число пользователей или клиентов будут затронуты изменением.
Каждому показателю нужно присвоить оценку в баллах, после чего цифры перемножают. Гипотезы, набравшие больше всего баллов, получают более высокий приоритет.
Методы ICE/RICE хорошо работают, когда нужно запустить новый продукт на существующем рынке. Если вы хотите внедрить дополнительный канал обслуживания клиентов и собираетесь проверить гипотезы о том, как клиенты привыкли получать сервис в данный момент, — ICE-/RICE-методы также подойдут. Степень их субъективности и сложности для этого достаточна.
Если вы улучшаете уже имеющийся продукт, для проверки гипотез можно попробовать другие методы: поставить эксперимент или проанализировать данные от аналитиков вашей компании.
Lean PrioritizationВ основе метода — матрица 2×2, изображённая на рисунке ниже. Она помогает принимать решения и определять что важно, что рискованно и в каком направлении нужно сосредоточить свои усилия. Предприниматели в стартапах часто используют эту матрицу для расстановки приоритетов при разработке продукта. Метод Lean также используют для оценки бизнес-моделей.